Андрей Чохов |
Значительного развития пушечно-колокольное производство в Москве достигло при Иоанне IV Грозном (1530 - 1584). Одним из ярких представителей наших талантливых литейщиков того времени несомненно является Андрей Чохов (1545 - 1629), отдавший более 60 лет этому делу и первым получившим почетное звание "государев пушечный и колокольный мастер".
Родился мастер в Курской губернии на реке Реут в семье посадских людей. С ранних лет был отдан в ученики на Московский Пушечный Двор. Его учителями были известные литцы Степан Петров и Кашпир Ганусов. Первое упоминание об Андрее Чохове, как о самостоятельном мастере, относится к 1568 году и связано с литьем пушек, ставшим для него впоследствии основным направлением его деятельности (ведь это был период постоянных войн с татарами, шведами и поляками)
Царь-пушка |
За свою жизнь Андрей Чохов сконструировал и отлил большое количество орудий, большинство из которых не сохранилось. Однако имеются образцы и сведения из различных источников о 30 его артиллерийских орудиях, которые говорят о его непревзойденном мастерстве. Наиболее известна его Царь-пушка весом 2400 пудов (40 тонн), отлитая им в 1586 году и стоящая сейчас как памятник в Московском Кремле. Это огромное орудие, предназначенное для стрельбы каменной дробью, имеет впечатляющие размеры (длина - 5,34 м и калибр - 0,89 м) и отличается тщательной и изящной отделкой.
Литьем колоколов Андрей Чохов стал заниматься в силу определенных обстоятельств. В 1590-х годах царь Борис Годунов (1598 - 1605) замыслил большое церковное строительство. Для новых храмов нужны были колокола. Но так получилось, что в это время на Пушечном Дворе не было опытного мастера кроме Чохова, поэтому ему и было поручено отливать большие колокола. Всего известны 10 его колоколов. Одним из первых им был отлит колокол в мае 1589 года в "дом Покрова Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела повелением р.б. Лариона Мартемьянова сына" (в начале 20-го века он висел в Московском Кремле).
В 1594 году по заказу Бориса Годунова (тогда еще конюшенного) для Троице-Сергиева монастыря отливается благовестник "Лебедь" весом 625 пудов (10 тонн). Для того же монастыря в 1598 году льются колокола по заказу "чернеца Варсонуфея Екимова" и большой благовестник по заказу царя весом 1850 пудов (30 тонн), получивший в дальнейшем название "Годуновский". В 1600 году для Успенского собора Московского Кремля по заказу Бориса Годунова отливается (по некоторым данным, перелит из колокола весом 2200 пудов, отлитого в 1550 году Кашпиром Ганусовым) самый большой колокол того времени весом 2450 пудов (40 тонн), получивший в летописях название "Успенский", "Царский" или "Царь-колокол". Это был поистене самый тяжелый колокол в Европе, но не во всем еще мире. Подвешен он был на специальной деревянной звоннице на Соборной площади Московского Кремля, где он провисел до 1627 года. Из-за своего повреждения в том же году он был перелит под присмотром Андрея Чохова, которому было уже около 80 лет (возраст удивительный, т.к. средняя продолжительность жизни литца того времени была 40-50 лет). Вес нового колокола был чуть больше предыдущего, диаметр - 3,5 метра, высота - 2,5 метра. После очистки он был установлен на Успенской (Петрока Малого) звоннице Московского Кремля, примыкающей к колокольне Ивана Великого. Раскачивали его язык 10 человек. Впоследствии этот колокол переливался в 1701, 1760 и 1819 годах с доведением его веса до 4000 пудов (65 тонн). В настоящее время он висит на той же Успенской звоннице.
Чохов не перестает лить колокола до самой старости. В 1621 году под его руководством мастером Игнатием Максимовым, сыном Шпилина, отливаются 4 колокола на колокольню Ивана Великого, один из которых весом 100 пудов под название "Глухой" висит там до сих пор. Последний из известных нам чоховских колоколов изготовлен в 1622 году под названием "Реут" путем переливки старого 1000-пудового колокола, отлитого в 1550 году иностранным мастером Обракером. Его вес - 1200 пудов ( в некоторых источниках ошибочно указывается 2000 пудов), диаметр на срезе - 2,87 м, основной тон - Ре-бемоль малой октавы, его сосбенностью являются чрезмерно толстые стенки (видимо мастеру пришлось при указанном царем весе согласовывать его основной тон с Успенским колоколом, который был близок к нему по весу). "Реут" до сих пор висит в одном из пролетов Успенской звонницы Московского Кремля. Надпись на его теле гласит: "БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ САМОДЕРЖЦА И ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПО ПЛОЦКОМУ РОЖДЕНИЮ ОТЦА ЕГО ГОСУДАРЕВА И ПО ДУХОВНОМУ ЧИНУ ОТЦА И БОГОМОЛЬЦА ВЕЛИКОГО ГДНА СВЕТЕЙШАГО ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА НИКИТИЧА МОСКОВСКОВА И ВСЕЯ РУСИИ СЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ К СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕЧИСТЫЯ БЦЕ И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦА ПЕТРА И ИОНЫ ЛЕТА 7130 ДЕЛАЛ КОЛОКОЛ ПУШЕЧНОЙ ЛИТЕЦЪ АНДРЕЙ ЧОХОВ." Видимо старый мастер считал литье колоколов свое второй профессией, раз подписывался на них пушечным мастером. Название колоколу он дал, возможно, вспомнив на закате свих дней подные места детства. Впоследствии "Реут" называли также "Воскресным", "Полиелейным" или же "Голодарь", т.к. в него благовестили на первой неделе Великого поста. У "Реута" была нелегкая судьба. В 1812 году, когда французы взорвали Кремлевскую звонницу, он упал на землю, но уцелел; отбились лишь уши, которые впоследствии были искусно восстановлены. В 1855 году колокол снова упал во время молебна в ознаменование восшествия на престол Александра II. "Реут" пробил три каменных и два деревянных свода, убил 10 человек, но сам опять уцелел (видимо спасали толстые стенки). Вскоре его водрузили на прежнее место. Последнее упоминание об Андрее Чохове в документах Пушкарского Приказа относится к 1629 году в связи с отливкой им сравнительно небольшой пищали. Великолепные образцы великого мастера-литейщика (пищали, стрелявшие ядрами до 30 кг, пушки "Ахиллес" и "Троил", мортира "Самозванца", дробовик "Царь-пушка", огненная пищаль "Егуп", стоствольное орудие плюс самые большие колокола в Европе "Успенский" и "Реут") убедительно говорят о том, что Андрей Чохов был гениальным самородком из народа, выдающимся мастером -самоучкой, внесшим ощутимый вклад в развитие литейного дела в нашей стране на рубеже 16-17 веков. Надо иметь ввиду, что в те времена литейный мастер должен был уметь делать все, что относилось к производству пушек и колоколов: проектировать (конструировать) свои изделия ( в том числе и украшения на них), готовить формы для заливки, производить плавку необходимого сплава и заливку изделий и, наконец, осуществлять окончательную обработку и лично их испытывать, отвечая своей жизнью за правильность своих расчетов. В своей долголетней работе Чохов успешно преодолел стереотип ремесленничества. Его изделия отличались не только большими размерами, но и смелым новаторством, великолепным оформлением и изящностью отделки. Более 30 лет А. Чохов был техническим руководителем Пушечного Двора и числился в ведомостях по выдаче жалования 1. В 1607-1621 годах вместе со своим заместителем, тоже замечательным мастером литейщиком Анисимом Михайловичем Радишевским (умер в 1630 году) он осотавил "Устав ратных, пушечных и других дел". После смерти этих двух корифеев единственная должность "пушечного и колокольного мастера", как технического руководителя Пушечного Двора, была упразднена. Отныне литейные работы производились равными между собой пушечными, колокольными и паникадильными мастерами-литейщиками, подчинявшимися непосредственно администрации Пушесного Двора. Это было вызвано тем, что на заводе к этому времени имелось достаточное количество квалифицированных мастеров-литейщиков, многие из которых были учениками Чохова http://storecialis.net/female-cialis/. В памяти сотоварищей великий мастер оставил хорошие воспоминания своими чисто человеческими качествами, желанием делиться своим мастерством. Благодаря опыту, переданному Андреем Чоховым своим многочисленным ученикам, стали возможны прославленные достижения русских литейщиков в 17-18 веках.